Многодетные семьи, имеющие трех и более детей обратились в Ленинский районный суд с административным иском в части реализации мер социальной поддержки данным семьям, которым были переданы в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства в поселке Латухино Ленинского района Саратова.
Основным требованием многодетных семей являлось обеспечение представленных им земельных участков инженерной инфраструктурой присоединение к инженерным сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Ленинский районный суд г.Саратова 13 февраля 2019 года удовлетворил исковые требования многодетных семей. Однако, Правительство Саратовской области, администрация МО «Город Саратов» не согласились с решением суда, в связи с чем была подана апелляционная жалоба.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда оставила апелляционные жалобы ответчиков без удовлетворения.
Саратовский областной суд исходил из положений федерального и регионального законодательства, в которых указана обязанность по обеспечению земельных участков, предназначенных для оказания государственной поддержки многодетным семьям по организации инфраструктурного оснащения земельных участков, возложенная как на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, так и на органы местного самоуправления.
Кроме того, суд опирался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09 ноября 2017 года №25160-О, в которой говорится, что органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, то оно влечет за собой обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.
В течение 6 месяцев Правительство Саратовской области и администрация муниципального образования "Город Саратов" обязаны осуществить организацию комплекса мер по планированию и строительству систем инженерно-технического обеспечения земельных участков.
Решение суда вступило в законную силу и обязательно для исполнения.